Статья Глеба Давыдова об одном из основателей поисковой системы Google, Сергее Брине, написанная ко дню основания Google. История жизни, история успеха, история бунта и поиска. «История становления национального самосознания Сергея Брина может пролить свет на его жизненные принципы. По крайней мере, на такую черту его характера, как склонность всегда плыть против течения».



Книга критика Сергея Белякова «Гумилев, сын Гумилева» не относится к категории «утка». Но она точно станет «красной тряпкой» для всех гумилевоманов, посягнув на их «святая святых» – идею «евразийства». В интервью Владимиру Гуге Сергей Беляков рассказал о своем исследовании, о том, чем отличается Лев Гумилев от Анатолия Фоменко, какое место занимало тюркофильство в трудах Гумилева, об этносах и суперэтносах.



Алекс Тарн начинает цикл «Несвоевременные письма». Письма, адресованные деятелям прошлого. Как тогдашние представления и надежды увязываются с тем, что получилось на практике? Первое письмо адресовано Петру Струве. «Увы, дорогой Петр Бернгардович, теперь-то мы с Вами знаем, что этого не случилось».



Максим Кантор рассказывает о встрече с «человеком, похожим на Березовского», которого называет «кащеем» и который готовит в России революцию. В ходе этого рассказа он заодно пытается понять, как же это так получилось, что страну позволили разворовать нескольким бандитам и чем все эти миллиардеры отличаются от людей.



Анализируя природу политических и экономических циклов, физик Олег Доброчеев приходит к выводу, что через 5-7 лет Россию захлестнет волна перемен. Она будет обусловлена экстраординарными событиями, а преобразования будут носить «безумный», с точки зрения сегодняшних реалий, и, одновременно, естественный, турбулентный характер.



24 октября 1938 года родился автор поэмы «Москва-Петушки». Большую часть жизни Ерофеев провел в разъездах – гостил у друзей, случайных знакомых и сожительниц, скрываясь от призыва. И постоянно что-то писал. Многие его книги не укладывались в каноны столетиями назад созданных жанров. Рассказывает о нем Алексей Павлов.



Что объединяет таких людей как Венедикт Ерофеев, Владимир Высоцкий, Георгий Владимов, Андрей Платонов, Мераб Мамардашвили? Все они представляли один стиль, одно общее направление — в творчестве и в жизни. Максим Кантор предлагает называть этот стиль «русским экзистенциализмом». Чем характеризуется, когда возник и куда делся этот стиль сегодня?



Новый небольшой рассказ Василия Доквадзе, с социально-политическим и философским подтекстом. О том, как меняется вселенная и в связи с чем это происходит. «Мне нужен был Игорь, но его не было. Его телефон не отвечал, а место, где раньше стоял дом – поросло травой, будто его здесь и не было никогда, и уже сложно было поверить, что ещё вчера всё было по-другому».


Джон Ле Карре
19 октября исполняется 81 год шпиону и писателю Джону Ле Карре. Главный предмет изображения Ле Карре – мир разведки, предстающий как тотальная, душно-кафкианская, клаустрофобическая система.. «Художники – всегда шпионы и обманщики. Я не составляю исключения». Текст Анны Александровской.


Соловьев и Леонтьев
Опубликованная недавно переписка Константина Леонтьева с Осипом Фуделем вводит в самое средоточие поздней мысли Леонтьева. Центральное положение в переписке занимает Владимир Соловьев, к размышлениям о нем постоянно возвращается Леонтьев. В этом аспекте переписки разбирается Андрей Тесля.



Во все времена человек убивал себе подобных, причем масштабы этих деяний разрастались по мере увеличения численности населения Земли. Почему же история человечества обагрена таким количеством крови и слез? Почему Бог наделил людей столь скверным характером? На эти вопросы пытается ответить профессор Александр Соловьянов.



Рассказ Георгия Сомова о яснополянских днях Льва Николаевича Толстого. Апокрифическое повествование, в котором старый Толстой разговаривает с мертвыми, сталкивается с персонажем по имени П.Е.Левин и выкидывает несколько весьма чудаческих коленец, чем приводит в недоумение членов своей семьи.



Диалог Игоря Манцова и Ирины Никулиной о фильме Уэса Андерсона «Королевство полной луны». А также об особенностях американского кино. «Уже сейчас Америку ругают у нас не столько за внешнюю политику, сколько, уж поверь мне, за то, что не могут адекватно воспринять ее будто бы простой кинематограф … у нас имеет место типичная для местного сознания процедура вытеснения травматического содержания».



Рассуждая о жлобстве и высокомерии некоторых российских литераторов и о том, почему литераторов-эмигрантов так тянет на Родину, Алекс Тарн приходит к выводу, что «русский язык конкуренции не выдерживает, почти полностью вымирая уже в третьем поколении», «звучание поэзии Пушкина и Лермонтова начисто теряется в переводе», а потому никаких реальных причин и поводов распускать павлиньи хвосты у российских литераторов нет.



В двухчастном экскурсе «Ливер» Олег Давыдов рассказывает о так называемом «ливерпульском сне» Юнга, в котором он увидел мандалу «Окно в вечность». Позже он ее зафиксирует, а потом начнется странная неразбериха, связанная с историей создания этой мандалы и ее толкованиями. «Прямо-таки «Расёмон» Курасавы: три пересказа одного сна, и все разные».



Статья Андрея Рудалева о том, что массы должны быть субъектами истории и политики, но пока пребывают в состоянии перманентной инфантильности… «В последнее время мы живём с этим вопросом-утверждением: «Это бы изменило ситуацию?» В нём заключена философия нашей современной жизни, которая подверстана под наше личное самооправдание: что я могу? А что бы изменилось, если бы я?»