flam
Интервью с публицистом и культуртрегером из США Людмилой Оболенской-Флам, которая 40 лет проработала на радио «Голос Америки». О развале СССР и роли «Голоса Америки» в этом процессе, об Аксенове, реалиях эмигрантской жизни и работе в комитете «Книги для России» Оболенскую-Флам расспросила Юлия Горячева.


2
Колонка Игоря Манцова, сложенная из разрозненных ситуативных записей дневникового характера. Эссеистика онлайн-эры. О кино, о жизни, о политике, истории и футболе. «Несомненно, наверху приняты какие-то решения (от отчаяния?) и вот теперь идёт слив информации с параллельной интеллектуальной разминкой материала».


to
Истории об Антоне Павловиче Чехове, которые прислал нам Павел Бурлеев, могут на первый взгляд показаться «чушью несусветной» и «дичайшим абсурдом», однако есть в них, несомненно, нечто истинное и вечное. «Чехов никогда не читал царские указы и не смотрел фильмы про царей, и книги о царях не читал, и вообще, мало ими интересовался. А царь не любил Чехова…»



Что означает «говорить правду»? Как понять, правду ты говоришь или нет? Возможно ли вообще говорить правду? Зачем говорить правду и как не врать хотя бы самому себе? Каковы критерии того, говоришь ты правду в данный момент или нет? В Москве начался цикл встреч, участники которых делятся опытом по поводу того, как они говорят правду.


bab
Сегодня многие интеллигенты стараются оправдать Березовского, ибо чем-нибудь, да обязаны этому суетливому человеку. Им было хорошо с ним. Он являлся собирательным образом постсоветской интеллигенции. В лице Березовского та часть русского общества, которая машинально продолжает себя называть интеллигенцией, хоронит сама себя. Об этом – Максим Кантор.


Ветер в оранжерее
Завершена публикация романа Андрея Коровина «Ветер в оранжерее». Впрочем, этот роман из тех, которые заканчиваются лишь формально. И продолжают жить внутри самих себя и внутри прочитавшего их читателя. В финале – намек на черную дыру параллельного мира, того, в котором поселяется один из главных персонажей романа, Кобрин.


bm
Каждое «надо» отбрасывает тень в виде «не хочу» — такой подзаголовок получил новый диалог от киноведа Игоря Манцова. На этот раз Игорь беседует с культурологом Ириной Никулиной. Речь идет о «духоподъёмном» — архетипы, ритуальность, идеализм в комплекте с трезвостью. И все это в связи с фильмами «Берегись автомобиля», «И это все о нем» и «День дождя и солнца».


materi
Владимир Гуга рассказывает о повести Ирины Богатыревой «Луноликой матери девы», почему-то причисленной к подростковой литературе. «Сегодня первозданное язычество привлекает человека тем, что уводит его в честный иррациональный мир свободы и силы. Уводит с арены изнурительной гонки за материальными благами».


poet
21 марта мир отмечает Всемирный День поэзии. Поэт Андрей Новиков-Ланской подводит итоги ушедшего поэтического года, говорит о главных трендах, ярко выразившихся или наметившихся в этом году, а также рассказывает о поэтическом буме в сети, прежде всего – в социальных сетях.


astrology
20 марта — Международный день астрологии. Игорь Фунт рассказывает о необычайном человеке – советском, латвийском астрологе Сергее Алексеевиче Вронском, целителе, парапсихологе, экстрасенсе и популяризаторе оккультных знаний, родившемся 25 марта 1915 г., – одинаково успешно работавшем как с Гитлером, так и со Сталиным.


papua
Эссе Елены Груздевой о легко проницаемой границе между животным и человеком, а также о ритуальном значении танца для обнаружения этой границы — в древности и в современном мире. «Границы и родство между человеком и животным исследуются для того, чтобы выявить истинно человеческое».


istoriaiskusstv
Максим Кантор начал писать историю искусств. Это будет история, состоящая из биографий. Первый текст посвящен Винсенту Ван Гогу и его «месту силы» — городу Арль. «Школа Арля – это была школа невозможного при капиталистических отношениях, нерыночного искусства. Не функционального, не продажного, не декоративного, не служебного, не салонного. Определить это искусство просто – это новая иконопись».


bert
16 марта 1941 года родился итальянский кинорежиссёр, драматург и поэт Бернардо Бертолуччи. К этой дате Перемены публикуют фрагмент книги «Мое прекрасное наваждение : Воспоминания, письма, беседы (1962–2010)», вышедшей в прошлом году в издательстве «Азбука-Аттикус». В этом фрагменте Бертолуччи рассказывает о своих детстве и юности, в том числе о знакомстве с Пазолини.


tim
Хрестоматийный текст Димы Мишенина о вечном страхе перед властью и перед самими собой. «Нам дана свобода. У нас нет цензуры. Мы живем в демократической стране. Мы можем делать все, что хотим. Вы сами рождаете и кормите свой страх. Вы боитесь потерять работу или рекламодателей. Живете в мире самоцензуры и вымышленной диктатуры. Страшитесь опалы со стороны Власти, которой на вас наплевать».


Сергей Михалков
100 лет назад, 13 марта 1913 года, родился Сергей Михалков. Автор Гимна и детских стихов. Чуткий уловитель вибраций коллективного бессознательного. Да и сам Михалков стал архетипом — единственным из советских писателей, о ком сочинялись анекдоты. О Михалкове — Виктория Шохина.


Кэндзабуро Оэ
Александр Чанцев рассказывает о японском писателе Кэндзабуро Оэ и судьбе его произведений в России. И о том, почему из некоторых японских авторов в советские времена не было переведено ни строчки (например, из Мисимы), а Кэндзабуро Оэ, Кобо Абэ и Ясунари Кавабата издавались миллионными тиражами.