Канат Букежанов, по собственному признанию, потратил полжизни, чтобы освободиться от общепринятых комплексов, мешающих жить, думать, писать, рисовать. Попытаться вырваться из круга сервильности и декоративности. Из круга бессилия, туда, где возможно ещё струятся чистые истоки. Вернуться к первобытным корням, чтобы теоретически и практически разобраться в первопричинах возникновения живописи. Получилось ли у него? Давайте посмотрим.



О бесприютности, попытке сопротивления (судьбе)… и смирении. Два эссе Анатолия Николина, в которых, с присущей ему утонченной субъективностью и автобиографичностью, он повествует о двух разных писателях и личностях. «Две разные протестные судьбы сошлись в одном финале, в уходе из мира», — сказал об этом совмещении автор. «Что такое биография – подлинная жизнь человека или искажение? Как определить, когда заканчивается одна жизнь и начинается другая? Существует ли граница между той и этой?»



Новая подборка Указателей от индийского мудреца, жившего совсем недавно и оставившего нам бескомпромиссное учение, легко и эффективно разворачивающее ум к его недвойственному источнику. «Ум и тело — это прерывающиеся состояния. Полная сумма этих вспышек создает иллюзию существования. Исследуйте: что постоянно в непостоянном, реально в нереальном?».



Андрей Пустогаров на этот раз решил одним выстрелом убить сразу три темы. Касающиеся романа «Мастер и Маргарита» и Булгакова. Первая — мог ли Булгаков написать роман «12 стульев»? Вторая — отношения с властью как основной мотив булгаковского романа. Третья — литературные источники «Мастера и Маргариты». Цитата: «Ничего величественного и нет в образе Иешуа — величие не совместимо с гармонией. Иешуа — поэт в чистом виде».



Галина Щербова — о писательском ремесле и писательском таланте. В чем разница между ними? Каковы основные принципы подлинно талантливого литературного произведения? Какую роль играет здесь «счастливая случайность»? «Творческое воспитание учит и должно учить только ремеслу. И больше ничему. Невозможно научить обычных просвещённых людей быть талантливыми писателями, если в них нет искры таланта и с ними никогда не бывает счастливых случайностей, творческих озарений».



Рецензия Олега Демидова на первую книгу стихов молодого поэта Василия Нацентова «Лето мотылька». «Расписать генеалогию — не проблема, отыскать аллюзии и реминисценции — легко, сложнее найти какое-либо приращение смысла. Что нового нам дал Нацентов? Есть ли уже вещи, благодаря которым невозможно будет спутать его ни с кем другим? Оформился ли узнаваемый почерк? Отвечаю: частично».



Недавно на прилавках появился новый (уже 17-й) роман Виктора Пелевина «Искусство легких касаний». В связи с этим публикуем статью-рассуждение Дмитрия Тимофеева по поводу основной проблематики пелевинских текстов: вечный поиск человеком свободы, который затруднен силами, мешающими ее обрести. Возможность Спасения, по Пелевину, однако, существует. «Виктор Олегович выступает как Мистагог постмодернистских полей организации человеческого сознания-бытия. Перед нами мистерия современных способов и опасностей спасения».



Если бы вам потребовалось ознакомиться с квинтэссенцией наставлений Раманы Махарши, вы могли бы не читать ничего, кроме этого текста. Это глава из книги диалогов с Раманой Махарши «Будь тем, кто ты есть». Мы отредактировали существующий перевод, а некоторые моменты перевели заново с целью максимально упростить текст для восприятия читателем.



Эссе Анатолия Николина о событиях 21 августа 1968 года, когда Советский Союз ввел танки в Прагу и закончилась «Пражская весна». Разговоры очевидцев, размышления о свободе, историческая, этническая и эстетическая подоплека тех событий рассматриваются автором через призму текстов чеха и полемиста Милана Кундеры и славянского язычества.



«Все ваши мысли принадлежат прошлому. Все, что вы делаете, это реакции, основанные на вашем прошлом опыте. Даже когда вы думаете о будущем, мысли о ваших будущих планах исходят из мыслей, воспоминаний и опыте прошлого. Вся умственная деятельность происходит от движения прошлых мыслей. Настоящий момент свободен от мыслей, но, когда мысль возникает, вы больше не в настоящем, вы в прошлом. Настоящий момент без мыслей — это покой. Только прошлые мысли делают вас несчастными».



Андрей Пустогаров разбирает параллели между персонажами романов Ильфа и Петрова об Остапе Бендере и историческими фигурами. Бендер как Иисус Христос, отец Федор как Достоевский, Васисуалий Лоханкин как Лев Толстой с его духовными исканиями. И предпринимает попытку ответить на вопрос, в чем непреходящее духовное значение Остапа Бендера.



Александр Чанцев рассказывает о двух книгах эзотерико-приключенченской направленности. Первая из них — составленное Аркадием Ровнером двойное жизнеописание двух замечательных людей прошлого столетия — Георгия Гурджиева и его ученика Петра Успенского. Вторая — книга сотрудника русской службы BBC Владимира Видеманна про эзотерическое и хипповское подполье СССР конца 80-х. Фигура Гурджиева объединяет эти две книги.



Ко дню рождения Владимира Маяковского (19.07) — эссе Ксении Циммерман. Маяковский как рок-звезда, панк и бунтарь и в то же время массовое явление. «Маяковский всегда стремился стать — и стал по-настоящему массовым художником. Оставаясь отчужденным от пошлости, которая в той или иной степени присуща любому глобальному явлению, он заговорил на языке понятном, до предела выраженном, и несущим в себе вызов перемен».



Сатья Саи Баба творил чудеса, помогал людям, учил праведной и чистой жизни. И многие считали его Богом. Он говорил о любви, доброте и добродетели, служении людям как божественному проявлению, честности… Однако суть его указателей вполне сводима к канонам адвайта-веданты, недвойственности.



Кирилл Корнев рассказывает о Махамудре. И если вы не знаете, что это такое, но хотели бы знать, это для вас. Что такое Махамудра? Виды Махамудры. Стадии Махамудры. Роль учителя. Прогресс на пути в Махамудре. В чем сложность понимания традиционных текстов по Махамудре. И многое другое.



Александр Чанцев — о двух недавно изданных разных книгах, повествующих об Индии. Одна — книга писателя, путешественника и издателя Сергея Соловьева «Человек и другое: Книга странствий». Вторая — книга индийской писательницы Аниты Нейр Eating Wasps («Поедающая ос»). «Если Индия Сергея Соловьева – это свет, благость, иногда наивное, но счастье, то Индия современной индийской писательницы – это гораздо темнее и тяжелее, почти беспросветно».