• НОВОЕ


В лекции британского философа Алана Уотса из цикла «Дао философии» (1972 год) речь идет о глубинных тайнах того, что мы считаем своим «я», то есть об ощущении эго, и о том, кто мы на самом деле. Сопоставление Западной и Восточной мифологии, сформировавшейся вокруг ощущения «я». Был ли мир (и мы) создан Богом в соответствии с определенным планом? Или же человек — просто побочный продукт действия слепых сил вселенной?



Литературный критик Олег Демидов читает новую книгу стихов Александра Переверзина «Вы находитесь здесь» и разбирается, как влияет на поэта мистика Блока, откуда к нему прилетают вороны и по каким границам ходят его лирические герои.



Небольшой рассказ культового московского писателя Михаила Глушецкого из цикла «Пьяная газета». О великом революционере Пашине, который прославился своими регулярными покушениями на Царя, причем их количество дошло до рекорда. «Не за горами было сотое покушение, к которому, по намекам Пашина, тот готовился особенно тщательно и планировал буквально поразить толпу».



Тайна личности и творчества Михаила Лермонтова привлекает внимание исследователей на протяжении почти двух столетий. Одни называли его «психологической загадкой», другие — магом, сновидцем и богоборцем, чье творчество невозможно изучать, его можно только «провидеть». Дмитрий Степанов предпринимает попытку раскрыть тайну Лермонтова, погружаясь в мир его грез, в окутанный мраком мир его поэтических сновидений, дающих ключи к пониманию его личности и трагической судьбы.



120 лет назад вышла книга Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз». А еще за 120 лет до этого произошло Лондонское восстание, которое считается первой устроенной американцами Цветной революцией. На стыке этих двух событий и построено эссе Андрея Пустогарова, которое приобрело особую актуальность в связи с происходящими в США беспорядками, которые также называют Цветной революцией.



К 80-летию со дня рождения Иосифа Бродского публикуем эссе Павла Рыбкина. В котором подробно разобрано знаменитое стихотворение «Памятник» — Aere perennius. «Замах, рассчитанный на байку, кончается для читателя совершенно неожиданным ударом».



Что российские читатели знают о тайской литературе? Востоковед-таевед Юрий Боев, недавно выступивший как переводчик книги тайского писателя Кхампхуна Бунтхави «Дети Исана» на русский язык, представляет обзор о переводах тайской литературы в СССР и в России. Анализ творчества тайских писателей, а также детальное освещение событий и критическую оценку литературного процесса.



Литературный критик Олег Демидов разбирается, как устроен новый стихотворный сборник Владимира Безденежных, чем отличаются поэты нижегородской волны от остальных, а также как работает фольклор и песенное начало в поэзии и в художественном слове вообще.



Владимир Ерёмин излагает гипотезы А.Бугаёва и С.Расторгуева о взаимоотношении человечества и планеты и о неведомых целях эволюции, в контексте которых человечество и его жизнедеятельность — всего лишь промежуточный этап. «Отдельный человек, как и социум, управляется из будущего целью, которую он может и не осознавать. Было бы естественно, если бы и всё человечество как единый организм, в своём настоящем управлялось из своего будущего».



Эссе Анатолия Николина. Не совсем обычный взгляд на события Великой Отечественной войны. Один из ее трагических эпизодов рассмотрен в изложении двух писателей — немца Гюнтера Грасса и бывшего гражданина СССР, а ныне гражданина ФРГ Бориса Хазанова. Переплетение противоречивых поступков, психологий и мировоззрений, неизбежное на войне, приводит к одинаковому результату — распаду личности, краху человеческих судеб и целых государств.



Александр Чанцев рассказывает о только что вышедшем переводе эссе Эрнста Юнгера «Уход в Лес», в котором тот буквально предсказал нынешнюю эпидемию. «Выдержат испытание, не поддадутся панике (с тем или иным взглядом), прежде всего, те, кто готовы на уход в Лес — то есть на трудное и независимое следование своей воле, непростой в наши дни правде, скидывание диктата массового давления».



Исследование Владимира Косулина о тайнописи Пушкина как творческом методе, объединяющим многие его произведения. Сам Пушкин называл эту тайнопись «тайной занимательности», а свои стихи в связи с этим — «тайными цветами». Каковы тайные архетипические герои пушкинского мегасюжета? В чем их роль и значение? Еще одна попытка понять тайну великого поэта.



18 апреля 2020 года на 77 году жизни скончался писатель и журналист Александр Кабаков. В октябре 1996 года был написан предлагаемый сейчас по этому поводу текст Олега Давыдова о романе Кабакова «Последний герой» — возможно, самом популярном романе писателя. Текст не слишком комплиментарный, но вполне объективный. С подзаголовком: «Реальные корни фантазий Александра Кабакова».



Глеб Давыдов рассказывает о необычном и рискованном путешествии по островам Таиланда в самый разгар сезона дождей. Падающие от ветра кокосы, обезумевшие лягушки, бесконечные ливни в опустевшем тропическом раю. «Утром я уже чувствовал себя, как философ Хома Брут из гоголевского «Вия», проведший очередную ночь у гроба панночки». Републикация трипа 2006 года в новой редакции и с неопубликованными ранее фотографиями.



Рассказ Михаила Глушецкого о том, как Молодая Весна выбирает себе мужа. «В тот вечер я шел по пустынному скверу, направляясь, должно быть, в магазин, как вдруг прямо с неба на зеленый газон поодаль тропинки спустилась небольшая повозка, запряженная дюжиной сов».



Нескончаемые разговоры об эпидемии заставили Андрея Пустогарова по-новому взглянуть на фильм Алексея Германа «Трудно быть Богом». И заметить, что весь этот фильм — наблюдение за человеческой стаей или стадом, которое живо во всех нас, в том числе в тех, кто считает себя умником. «Выходит, нравы человеческой стаи вовсе не порождение ужасного сталинизма, а естественное состояние сообщества, не затронутого духом индивидуализма», — делает вывод автор.